16
Мар
2017
0

Избранник судьбы. Леонардо да Винчи

15 апреля 1452 года родился Леонардо да Винчи — уникальный человек, гениально одарённый художник, скульптор, архитектор, учёный, инженер, писатель, изобретатель. Существует много гипотез, кто он такой на самом деле: от совершенно нелепых, предполагающих, что он посланник из космоса, до приближённых к реальности, утверждающих, что он всё-таки земной человек, но слишком щедро одарённый талантами.

 

Учёные уверены, что такие люди как Леонардо да Винчи, рождаются один раз в тысячу лет и, наверное, именно поэтому интерес к тайнам гения не угасает и по сей день.

 

Несмотря на разносторонние таланты да Винчи, большую известность ему принесли именно картины, и очень интересно узнать истории создания его самых загадочных и известных полотен. Без преувеличения можно сказать, что все эти картины мы видели в своей жизни по несколько раз, чаще всего, конечно, репродукции, но если кому-то очень повезло, то и сами оригиналы.

Тайная вечеря

Самая знаменитая фреска Леонардо находится в Милане, в красивейшей церкви Санта-Мария-делле-Грацие, расположенной на одноименной площади. Скажу честно, попасть внутрь церкви, чтобы увидеть шедевр своими глазами, намного труднее, чем попасть в Лувр, чтобы посмотреть на Джоконду. Лично мне удалось увидеть знаменитую фреску лишь с четвёртой попытки, так как билеты в церковь необходимо покупать заранее, за несколько дней (недель), стоит это недёшево, да и расписание для допуска туристов внутрь, мне кажется, менялось в зависимости от погоды в Милане. А погода там меняется пугающе быстро и непредсказуемо.

Леонардо да Винчи начал работу над фреской в 42 года, уже имея колоссальный жизненный опыт и высочайший профессиональный уровень в живописи. Работа над «Тайной вечерей» продолжалась 4 года, размер фрески 460×880 см, говорят, во время работы художник мог сутками не отходить от стены, забывая поесть, отдохнуть и даже поспать. А затем днями не брал в руки кисти, а лишь молча смотрел на стену. Тайная вечеря — это последняя встреча Христа с двенадцатью учениками, во время которой Иисус и произносит: «Один из вас предаст меня…» Очень интересно звучат гипотезы о том, как Леонардо да Винчи подбирал натурщиков для своей фрески.

 

Специалисты утверждают, что живописец долго время не мог найти модель для создания образа Иисуса Христа. Да Винчи уже отчаялся, когда встретил юношу, с прекрасным, чистым, одухотворённым лицом, который был певчим в церковном хоре. Леонардо сразу же понял, что это тот самый человек, который был необходим.

wikipedia.org

Затем прошло два года, во время которых Леонардо да Винчи работал над образами апостолов, и напоследок остался Иуда. Живописец долго не мог подобрать натурщика для образа самого отъявленного предателя, ему был необходим совершенно опустившийся человек, потерявший всё святое. Спустя некоторое время Леонардо да Винчи нашёл в канаве мертвецки пьяного, опустившегося бродягу и привёл его к себе в дом, чтобы срисовать с него образ Иуды. Немного протрезвев, бродяга сообщает живописцу, что он уже был здесь, два года назад, но тогда с него рисовали образ Христа.

Очень поучительная история, конечно, доказательств тому, что она не выдуманная, у нас нет, однако сама мысль о том, что в человеке сочетается и самое святое и самое отвратительное, довольно интересная и, честно говоря, жуткая. Я до боли в глазах всматривалась во фреску, всё пыталась вычислить, где именно изображён Иуда, пока мне не подсказали, что Иуда, это второй персонаж по правую руку от Христа с кульком денег, зажатым в кулаке.

Мадонна Литта, Мадонна Бенуа

«Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа», или «Мадонна с цветком», хранятся в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, и, конечно, увидеть подлинник Леонардо да Винчи в любимом городе мне было немного проще, чем в далёкой Италии или в Париже. Первой в Петербурге появилась «Мадонна с младенцем» в 1865 году, а в 1914 году в Эрмитаже обосновалась и «Мадонна Бенуа».

wikipedia.org

Есть очень интересная гипотеза, почему именно эти две картины гениального живописца оказались в одном великом музее, что это, случайность или провидение? Согласно этой теории, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» — парные картины, так как да Винчи писал их одновременно, «в паре», как бы показывая Божественную и человеческую природу Иисуса Христа. «Мадонна Бенуа» олицетворяет собой Божественную природу, а «Мадонна Литта» человеческую природу, так как церковь утверждает двуединую сущность Христа, в нём должны быть соединены Божественное и человеческое начало. Согласно этой теории, великий живописец утверждал, что эти картины всегда будут следовать одна за другой, потому что им предначертано быть вместе.

Крещение Христа

К моему огромному сожалению, увидеть подлинник картины кисти Андреа Вероккьо и его ученика Леонардо да Винчи, мне так и не удалось. И хотя картина находится в галерее Уффици во Флоренции, и я несколько раз буквально подпирала стены этой самой галереи, простаивая в сумасшедшей очереди за билетами, попасть внутрь у меня не получалось по вполне объективным причинам. Очередь из туристов была настолько огромная, что день плавно перетекал в вечер, а затем музей закрылся на ночь.

 

Эта удивительная картина так же окутана тайнами и загадочными историями, и именно она является источником появления легенды о «побеждённом учителе».

 

Легенда гласит о том, что Андреа Вероккьо, будучи именитым живописцем того времени, позвал двадцатитрёхлетнего Леонардо да Винчи к себе в помощники и поручил юноше написать одного из двух ангелов. Полученный результат настолько ошеломил учителя, что Андреа Вероккьо признал гениальность своего ученика и больше никогда не брал кисти в руки.
Джоконда
300 447
wikipedia.org
О «Джоконде» Леонардо да Винчи уже столько всего написано и сказано, что, наверное, не найдётся ни одного человека в мире, который не слышал хотя бы одну из версий создания этого полотна великого художника. Картина хранится в Лувре, в Париже, и 90% туристов, попавших в музей, в первую очередь идут на поиски зала с «Джокондой».

Просто реки людей, текущих по стрелкам, указывающим месторасположение легендарного полотна, привели меня в зал, где действительно была представлена «Джоконда». Отдельный зал, картина в защите из пуленепробиваемого стекла, огорожена специальным заборчиком, который не позволяет приблизиться к стеклу ближе, чем на метр-полтора. Этот забор окружён красной лентой, которая не позволяет приблизиться к нему ещё на метр. По бокам всего этого безумия по три охранника, итого шесть человек, профессионально следящих за людьми. Толпы туристов, вытягивающих шею, чтобы хоть краем глаза увидеть «ту самую Джоконду». Спустя полчаса моих безуспешных попыток прорваться сквозь плотное людское кольцо к шедевру, я всё-таки её увидела.

Довольно небольшая картина, размером всего 76,8×53 см, выглядела именно так, как она и представлена на многочисленных репродукциях, растиражированных миллионами экземпляров по всему свету. Загадочная улыбка молодой женщины, которая уже пять столетий не даёт покоя учёным и просто сумасшедшим. Улыбка дельфина, лицо самого Леонардо в женском обличии, кто-то видит в этой улыбке чудовищный оскал демона (легенда гласит, что оскал появляется только на подлиннике, если смотреть на картину сбоку и достаточно долго).

http://old.superstyle.ru/15apr2016/izbrannik_sudby?page=0

You may also like

Вечный город. День рождения Рима.
Культура: Эмоциональный реализм.
Культура: Крутые

Комментировать